Сергей Калугин и группа Оргия Праведников: песни, тексты, аккорды, табы, видео, gtp...   orgius.ru - неофициальный сайт
Новости  |  Форум  |  Гостевая книга  |  Чат  |  Обратная связь  |  Ссылки  

   Mp3
   Аккорды
   Тексты песен
   Gtp
   Видео
   Обложки
   Анекдоты
   Интервью
   Рецензии
   Отчёты
   Статьи
   Пародии
   Словарь
   Истории
   Где купить
IRC канал
Сервер: irc.ircline.ru
Порт: 6667
Канал: #orgius
Рассылка Subscribe.ru
::::::::: :::::::::
| ремонт батареи ноутбука в Нижнем Новгороде

"Делать, что должен!"

         "...Если хоть кто-то после рок-концерта задумается о смысле жизни, то, значит, эта жертва рокерами приносится не зря... Ведь христианство может присутствовать в произведении искусства подспудно, имплицитно. В "Капитанской дочке" ни разу не упоминается слово "Бог". Тем не менее, это одно из самых христианских произведений во всей мировой литературе".

митрополит Калининградский и Смоленский Кирилл (1)


         Дисскусийные вопросы о нужности/ненужности рок-миссии в православной среде мы, с разрешения любезного читателя, пока опустим.(2) Автор данной статьи более 15 лет назад пришёл к вере и Церкви большей частью благодаря воспитательному влиянию на своё мировоззрение именно русского рока. Со всем уважением и любовью я отношусь к прошлому и нынешнему творчеству "Мэтров русского подполья", и, нисколько не умаляя его значение для современной молодёжи, из тех, кто уже не мыслит его вне служения Богу и народу, сегодня хочется выделить один замечательный коллектив так называемой "второй волны", который, на мой взгляд, доселе незаслуженно обделён вниманием многих православных любителей настоящей рок-музыки, в чём, несомненно, не их вина, но той цензуры – "формата", - которая с методической настойчивостью отсеивает все, что связано с "чистотой и глубиной", способное вытащить человека из засасывающей трясины тупого равнодушия.
         Этот музыкальный коллектив стал для меня находкой и событием, и сегодня сам для себя я ставлю его впереди многих исполнителей по глубине отображения Духовного, по искусству передачи переживания и смысла. Итак...

О составе

         Группа образовалась в 1999 году путем слияния творческих потенциалов арт-роковой команды "Артель" (Артемий Бондаренко, Александр Ветхов, Алексей Бурков, Юрий Русланов) и рок-барда Сергея Калугина.

О музыкальном стиле

         Её потрясающее звучание определяется сочетанием акустической (флейта и акустическая гитара) и электрической (ударные, электрогитара и бас) секций. Эту музыку сложно отнести к определенному стилю. Барочные, этнические, интеллектуальные моменты, плюс мощь и симфонизм тяжелого звука, являют долгожданную и любимую многими слушателями грандиозность и развёрнутость композиций. Это удачный эклектизм, синтез различных современных и традиционных направлений, некий пост-арт, "в котором уживаются вместе хард-рок, металл, панк, прогрессивная альтернатива и классика", то, что "может затронуть "рокабилов" всех мастей, от хиппи до тяжёлых рокеров, не говоря уже о меломанах", одним словом, всех, "способных отличить нечто оригинальное и эстетичное от безвкусной подмены-пустышки".

Об истории названия

         Интересна и по-своему мистична история названия коллектива. На одном из концертов музыканты предложили слушателям самим придумать, как будет называться группа. Желания самих участников в этом отношении не совпадали. "Глас народа - глас Божий", - указывает поговорка, и вот, пришла записка с вариантом. Первоначальное смущение музыкантов сменилось уверенностью в том, что это действительно то, что нужно.

О смысле названия "Оргия Праведников"

         На первый взгляд противоречивое и фривольное название на самом деле маскирует высокую задачу и устанавливает духовную планку и в творчестве, и в жизни.
         Первое значение слова "оргия" (греч. Orgia) - тайное богослужение, священнодействие, религиозные обряды древних народов (напр., в Древней Греции, Риме, Египте и др.). Следующее слово – "праведников" - как мечем, отсекает все передёргивания, касающиеся греховных смыслов понятия "оргия". У меня, уже знакомого с творчеством группы, здесь возникает такая ассоциация: некое "сито" (не теософский синтез), в которое всыпаются "чаяния языков" (Быт. XLIX, 10) (3), а высеивается проповедь о Христе, необходимая в нашем, по существу вновь языческом, мире.
         Другое значение слова "оргия" содержит в себе знамение креста: оргия - единица измерения длины (промежуток между концами средних пальцев раскинутых рук мужчины) в Древнем Египте (=2,094м) и Древней Греции (=1,851м).

"Оглашении, изыдите…"

         Не смущайтесь, если вы сходу не увидите у "Оргии" жонглирования православными терминами, не старайтесь выискивать явную догматичность и схоластику в текстах.
         Как пишет один современный духовный писатель: боязнь профанации - это боязнь отождествить святыню с поспешным и ситуативным. Ведь Православие - это не есть что-то словесно оформленное, легко передаваемое, оно, прежде всего, - некий духовный вкус, духовный такт. Сквозь туман кажущейся эзотерики "праведники" транслируют состояние своей живой христианской веры.(4)
         Тут же сам себя опровергну: названия альбомов - "Оглашенные, изыдите" и "Двери, двери" - взяты из ектиньи Божественной литургии. В древности после этих слов храм покидали люди некрещеные, оглашенные (т.е. ещё только постигающие основы христианской веры), за ними закрывались двери, и начиналась "литургия верных". Музыканты как бы предостерегают: "Кто не въехал - мы не виноваты".

"Поминай последняя твоя..."

         Всем известна излюбленная нашими и западными рокерами традиционная устрашающая творческая концепция "смерть грешника люта". И вдруг… "Ничего нет прекраснее смерти!"(*) В чём дело? Где привычные образы запоздалого сожаления о греховной жизни, жуткого испуга нераскаянного грешника перед нелицеприятным Судом Божьим и разверзающимся зевом преисподней? В душе зреет смущение: неужели всё-таки профанация? Вслушиваешься... и постепенно начинаешь прозревать: неожиданно, дерзновенно, трепетно и торжественно здесь звучит слово о смерти... праведника, о том моменте, когда жизнь, исполненная трудов и страданий, уже за плечами, и сбывается обетование: "слушающий слово Моё и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную, и на суд не приходит, но перешёл от смерти в жизнь"(Ин.5,24) "Радость моя! Вот и всё. Боли отныне не будет..." Это не протестантский легкомысленный позитив- "прямо в рай, прямо в рай, только ножки поднимай", и не потусторонний гностический эксклюзив для избранных. Поэт прекрасно осознаёт ответственность человеческой свободы выбора между добром и злом и необходимость покаяния. Обращаясь к пока ещё живущим на земле и к самому себе, он взывает от лица собирательного образа восходящего на Небеса праведника: "Плачь!" Сокрушение сердца - единственный путь на Небо, которое "внутрь вас есть":
	Плачь, слышишь - Небо зовет нас, так плачь,
	С гулом рушатся времени своды,
	От свободы неистовой плачь,
	Беспредельной и страшной свободы!
	Плачь, мы уходим навеки, так плачь,
	Сквозь миры, что распались как клети
	Эти реки Сияния! Плачь!
	Ничего нет прекраснее смерти!

"Бытие - бывание"

         Трудно назвать эти произведения песнями, сами музыканты считают, что они больше похожи на литературно-музыкальные экзерсисы. Такова, например, "Ночь защиты".
	Отвори мне дверь,
	Позови меня сесть у огня,
	Разреши мне немного побыть в этот вечер с Тобой.
	Никогда, поверь,
	Не искал за пределом себя,
	Но сегодня мне нужно, чтоб рядом был Кто-то Другой.
	Я пришел молчать о помощи,
	Я всего лишь беглец, я не выдержал Света Пути…
         Мы видим здесь переживание того, о чём говорит великий русский святитель и богослов Филарет Московский: "Тварь поставлена на слове Божием как на алмазном мосту над бездною своего небытия под бездной Божьего всемогущества".
	...Слышишь, я хочу успеть
	В эту полночь защиты от холода внешних миров
	Отделить и отдалить хотя б на время смерть
	От того, что неведомо мне и зовется Любовь.
	Дай мне ладонь, скажи мне, что я здесь
	- Прикоснись, скажи мне, что я есть.
	Ближе, обвей мои плечи рукой
	И держи меня крепче, так надо - не дай мне уйти.
	Ночь все тише,
	Я прошу, подари мне покой,
	Помоги мне закрыть эту страшную пропасть в груди!
	Я молю как о Причастии –
	Удержи мою плоть от распада, восставь мою кровь,
	Будь мне спасением, все в Твоей власти,
	Так влей в эти мертвые руки
	живую Любовь!
	Слышишь, дай мне быть,
	Отними мое сердце у тех, кто приходит из снов,
	Я хочу, но без Тебя, поверь, мне просто нечем жить…
         Одним из распространённых заблуждений духовной жизни современного человека является представление, что все существо христианства сводится к определенной совокупности церковных, обрядовых, канонических, богослужебных и прочих требований, т.е. то, что раньше именовалось законничеством. И.А.Ильин в "Аксиомах" пишет: "…следует признать, что внешний обряд без внутренней молитвы есть лишь наружная форма или возможность религии и единения с Богом, но не их реальное осуществление; и что таинства, как "стихии, питающие духовную жизнь" человека (Феофан Затворник), требуют от него духовного и искреннего наполнения. Иначе этот драгоценный дар Церкви – только дается, но не принимается и не благодатствует."(17гл) Поэтому:
	...Звезды, звезды вокруг и внутри,
	И Нефрит есть Священник, и Яшма - есть Истинный Храм.(5)
         В конце песни просто накрывает ощущение Пасхи, усиливающееся от того, что поэт вспоминает древний ветхозаветный прообраз Христова Воскресения, Lel Chimurim, меркнущий, плавящийся в лучах Нового Завета, но усиливающий и подчёркивающий грандиозность главного события человеческой истории:
	Словно в тигле Воскресения,
	Прошлое плавится, меркнет и стынет золой.
	Ангел над нами - мы скрыты под сенью крыл.
	Lel Chimurim - Ночь Защиты плывет над землей!

"Сицилийский виноград"
"Я есмь истинная виноградная лоза…"(Ин.15.1)

         Мне как часто бывающему за Божественной Литургией, очень близка песня "Сицилийский виноград". "Оргия" словно переносит нас во времена церковного единства, с благоговением приоткрывая радость величайших литургийных смыслов и самой сути Христианства, которая не в учении, а в Жертве. Только крестной жертвою Христа восстанавливается повреждённая грехопадением человеческая природа.
	Напоенный светом Солнца,
	Я дремал под сенью лоз.
	Только руки цвета бронзы,
	Отвлекли меня от грез.

	Бормотал напев старинный
	Налетевший с моря бриз.
	Мной наполнили корзины
	И влекли по склону вниз.
	Мной наполнили корзины
	И влекли по склону вниз.

	Еле виден из-под клади,
	Топал ослик - цок да цок.
	Так я въехал на осляти
	В ликовавший городок.

	На руках меня с мольбою
	Нес священник к алтарю
	И кропил Святой Водою
	Плоть янтарную мою.
	И кропил Святой Водою
	Плоть янтарную мою.

	Olela, чудо, Дева Мария!
	Olela, чудо, Святой Себастьян!
	Olela, чудо, Дева Мария!
	Olela, чудо, Святой Себастьян!

	А потом меня свалили
	В чан, подобный кораблю.
	И плясали, и давили
	Плоть янтарную мою.
	Растерзали, умертвили
	Плоть прекрасную мою!

	Под давильщика стопою
	Сокрушалась жизнь моя.
	И бурлила кровь рекою,
	И текла через края.

	О, что за мука, Дева Мария!
	Что за страданье, Святой Себастьян!
	О, что за мука, Дева Мария!
	Что за страданье, Святой Себастьян!

	Вот от плоти разрешённый,
	Я предстал на грозный суд.
	И мой Дух, в крови зажжённый,
	Запечатали в сосуд.
	Годы в каменном подвале,
	Под стеной монастыря.
	Превращалась в лед и пламень
	Кровь янтарная моя.
	Превращалась в лед и пламень
	Кровь янтарная моя.

	Годы без света, Дева Мария!
	Годы во мраке, Святой Себастьян!
	Годы без света, Дева Мария!
	Годы во мраке, Святой Себастьян!

	Отворив Врата Заката,
	В подземелие вошли
	Два Сияющих прелата
	И склонились до земли.

	Гром ударил с колоколен.
	В Чашу Света пролита,
	Воспаряет над престолом
	Кровь пречистая Христа.
	Воспаряет над престолом
	Кровь пречистая Христа.

	И скорбящих, и заблудших
	Приглашаю я на пир.
	Я вовек единосущен
	Тем, Кто создал этот мир.
	Я вовек единосущен
	Тем, Кто создал этот мир.

	Переполнена любовью,
	Всем сияет с алтаря.
	Чаша с Истинною Кровью-
	Кровью цвета янтаря.
	Чаша с Истинною Кровью-
	Кровью цвета янтаря.

	О, что за радость, Дева Мария!
	Что за блаженство, Святой Себастьян!
	О, что за радость, Дева Мария!
	Что за блаженство, Святой Себастьян!
         "Я пришел во имя Отца Моего, и не принимаете Меня;
         а если иной придёт во имя своё, его примете" (Ин.5,43)

         В современном творчестве группы "Оргия праведников" особое внимание нужно уделить композиции под названием "Присутствие". (6) В ней говорится о самых тяжёлых и трагических временах земной истории, о кульминационном моменте всякого безбожия и вражды по отношению ко Христу во всём человечестве, о временах антихриста. Чем ближе мы к ним, тем яснее становится, каким образом возникнет его царство и насколько приблизилось время пришествия его самого. Оно не упадёт прямо с неба, но постепенно состоится из миллиардов мёртвых духовно людей, живущих на этой земле, из возрастающего безбожия всего человечества, и станет судом над ним, отвергшем и презревшем Евангелие и веру в Сына Божия.

ПРИСУТСТВИЕ

	Реки движутся вспять.
	Три часа до прорыва из Нижних миров.
	Дан приказ отступать.
	В штабе жгут документы несбывшихся снов.
	Твердь земная дрожит под ногой.
	Древо мира кренится, как башенный кран.
	Звезды гаснут одна за другой –
	Это орды Магогов идут на таран.
	Кемет снова во мгле
	На Синайских высотах бушует гроза.
	Он уже на Земле!
	О, мой Бог, Он уже открывает глаза!
         С появлением личности антихриста наступит время, какого не было "от начала мира доныне, и не будет" (Матф.24,21). Господь говорит, что "если бы не сократились те дни, то не спаслась бы никакая плоть" (Мф.24,22). Здесь речь идёт об ужасном времени, которое мир когда-либо видел, времени, в которое "умножится беззаконие" (Мф.24,12) и зло будет свирепствовать на земле в масштабах, какие нельзя себе представить:
	Вместо неба - броня,
	Двери Рая закрыты на ржавый засов.
	Все ушли без меня,
	Я зову, но не слышу родных голосов.
	Вижу, словно в бреду,
	Как над миром восходит Последний Рассвет.
	Сердце, мертвою птицей во льду,
	Все твердит о грядущем,
	Которого нет.
         В этом моменте в песне звучит предсмертный вопль ужаса Богооставленности Спасителя на Кресте, в воспоминанье того, что последние времена человечества будут уподобляться этому великому Божественному страданию.
         Следующие слова произносятся так инфернально, что не остаётся сомнений в том, кому они принадлежат:
	Придите, слабые народы!
	Все поклонитеся Царю!
	Я щедрой дланью вам дарю
	Рога бессмысленной свободы.
	Во Мне проявлен высший гнозис –
	Он в разрушении миров.
	Мое касание - теозис.
	Низвержен в прах Илдабаоф! (7)
         "Последний альбатрос" из "Присутствия" это и есть "Последний воин мёртвой земли" (8):
	Над водной толщею бездонной,
	Над морем, что навек сошлось,
	Закатным солнцем озаренный,
	Летит последний альбатрос.
	В нем нет смятенья смертной дрожи,
	В нем нет пустого мятежа –
	Он просто делает, что должен,
	Пока живет его душа.
         После всех победивших - победит Христос! А значит, есть и всегда будет смысл бороться "за новую чистоту души, за новую гармонию духа, за новую, цельную и блаженную жизнь в лучах Божиих". (9)
         В заключении хочется пожелать музыкантам группы "Оргия праведников" Божией помощи во всех их добрых начинаниях и духовного единения, что всегда было великой редкостью в музыкальной среде, остальное приложится.

(1) Лазарева суббота русского рока

(2) Корр.: А вечный спор о том, что рок и Церковь несовместимы?
С.Калугин: Если мы вспомним, что рок это просто разновидность культуры, то увидим, что спор этот очень давний. Он начался с первых веков христианства. И всегда одни высказывались против культуры как таковой, а другие утверждали ее высокую ценность. Не стоит думать, что это спор между двумя равновеликими позициями, скорее, это спор между разными уровнями одного понимания реальности. Поясню. Для думающего, но неверующего человека, культура - это высшая ценность. Но когда человек начинает жить религией, он понимает: есть что-то выше, чем культура. В результате у него может быть агрессивная реакция: то, что ему раньше казалось высшим, он начинает топтать как неоправдавшее надежд. Он отчаянно топчет свою прошлую, ограниченную точку зрения, не разбирая, было в ней что-то достойное или нет. Классический случай выплескивания ребенка вместе с водой. Это в общем-то плебейство, но изжить его очень трудно. Как этап это возможно и допустимо, поэтому я спокойно и с пониманием смотрю на впавших в культурофобию и обскурантизм. Но важно, чтобы человек не зафиксировался навсегда в таком положении, не отказался от дальнейшего развития, и тогда наш пациент через некоторое время возвращается, у него все встает на свои места. Богу - Богово, Кесарю - Кесарево, и восстание заканчивается. Увы, некоторые фиксируются на такой мракобесной точке и утверждают, что музыка и Церковь несовместимы. Как они могут быть несовместимы, если все искусство изначально - храмовое? И живопись нужна была, чтоб украшать храм, и музыка, чтоб петь в храме. Храм всегда был синтезом искусств, но в результате печального разделения на культуру светскую и церковную началась оппозиция. Мы дышим храмом, смотрим в сторону храма и стараемся разворачивать культурное движение опять-таки в храмовом направлении.
Газета "Мир Зазеркалья" №21(172),10,2004

(3) Чаянием языков Мессия назван отчасти потому, что все язычники имели нужду в Спасителе, как жаждущая земля - нужду в дожде (Втор. XI, 14), хотя не всегда ясно осознавали эту нужду: отчасти потому, что многие язычники (между греками и римлянами, китайцами, персами, индейцами и египтянами), как свидетельствуют памятники древней истории, не только ясно сознавали бессилие человека к духовному обновлению и нужду для сего высшей помощи, но желали этой помощи и действительно ожидали явления в мир Посланника Божия, Который возвратит на землю Золотой Век и научит людей истине. Сему чаянию языков, по пророчеству Иакова, надлежало, однако, явиться не из среды языков, а из среды избранного Богом племени, а именно из потомства Иудова." Паремии из книги Бытия // Душеполезное чтение. 1870. XII. Ч.I. С.274).

(4) Корр.: Изменяясь, ты более откровенно раскрываешь суть того, что вы делаете…
С.К.: У Ника Рок-н-Ролла есть удачный термин - "мертвые чебурашки". Они могут прийти из совершенно разной среды и сказать: "Ага!.. Мы тебя определили. Ты теперь такой-то и никакой другой; ты все теперь должен вот так-то делать..." Мы намерены оставаться живыми людьми, и ради этого нам приходится такую публику обламывать. Большое количество людей привыкло уважать себя за мой счет; то есть они приходят и со знанием собственной крутизны слушают "глубокие тексты", отслеживают скрытые цитаты из Дионисия Ареопагита... И их от этого прет! Но я-то занимаюсь трансляцией некоего живого состояния. С некоторых пор я стал грузить на концертах не только эзотерикой, но и ... рок-н-роллами.
Газета "Алфавит" №8, 02'2001

(*) Восхождение чёрной луны
В песне "Восхождение Чёрной Луны" образно переживается возникновение метафизического зла во вселенной и в человеке - "демонской твердыни" - гордости.

(5) В Священном Писании "яшма" (яспис) употребляется как символ Неба, преображения человека и мира, яшма занимает важнейшее место в иерархии священных камней, положенных в основание Небесного Града, - ступень 1-я снизу и 12-я по счету. Ко всему прочему символизирует Божественность и Царственность Спасителя. Из Откровения Иоанна: "Он имеет славу Божию; светило его подобно драгоценнейшему камню, как бы камню яспису кристалловидному" (21:11). Сравнение ясписа с кристаллом говорит о форме камня: кристалл – как трехмерная форма (Триединство Бога) . Но качества Бога Сына отличаются в какой-то степени от качеств Бога Отца: "И сей Сидящий видом был подобен камню яспису и сардису; и радуга вокруг престола, видом подобная смарагду" (4:3). Небесные обители описаны Иоанном как райская драгоценность: "Основание стены города украшены всякими драгоценными камнями: основание первое: яспис, второе – сапфир, третье – халкидон, четвертое – смарагд, пятое – сардоникс, шестое – сардолик, седьмое – хризолиф, восьмое – вирилл, девятое – топаз, десятое – хрисопрас, одиннадцатое – гиацинт, двенадцатое – аметист. А двенадцать ворот – двенадцать жемчужин: каждые ворота были из одной жемчужины. Улица города – чистое золото, как прозрачное стекло" (21:19-20). Яспис используется и при описании Иерусалима, и Бога Отца, и Господа нашего Иисуса. Почему же Христос подобен именно яспису? "Посему так говорит Господь Бог: вот, Я полагаю в основание на Сионе камень, камень испытанный, краеугольный, драгоценный, крепко утвержденный: верующий в него не постыдится" (Ис.28:16). И тот краеугольный "камень, который отвергли строители, тот самый сделался главою угла" (Лук. 20:17).(прим. авт.)

(6) Присутствие
У группы снят замечательный клип по этой песне.

(7) "Илдабаоф в гностической традиции - один из низших демиургов, ниспавших из полноты Плеромы и создавший наш мир, исполненный зла. Гностики считали библейского Ягве этим демиургом. Таким образом, разрушение его злобного творения было делом божественным с их точки зрения. Христа же они считали Пришедшим из Плеромы для разрушения этого мира, а никак не Сыном Ягве. Поскольку весь стихотворный фрагмент является прямой речью Антихриста, то можно понять, почему он опирается на ложь гностиков для оправдания своих действий". (С.Калугин, ответ на форуме).

(8) Последний воин мёртвой земли
Удары сердца твердят мне, что я не убит,
Сквозь обожженные веки я вижу рассвет.
Я открываю глаза - предо мною стоит,
Великий Ужас, которому имени нет.
Они пришли, как лавина, как черный поток,
Они нас просто смели, и втоптали нас в грязь.
Все наши стяги и вымпелы вбиты в песок,
Они разрушили все, они убили всех нас!
И можно тихо сползти по горелой стерне,
И у реки срезав лодку пытаться бежать.
И быть единственным выжившим в этой войне,
Но я плюю им в лицо, я говорю себе: "Встать!"…
Я вижу Тень, вижу пепел и мертвый гранит,
Я вижу то, что здесь нечего больше беречь.
Но я опять поднимаю изрубленный щит,
И вырываю из ножен бессмысленный меч
Последний воин мертвой земли...
Я знаю то, что со мной в этот день не умрет,
Нет ни единой возможности их победить.
Но им нет права на то, чтобы видеть восход,
У них вообще нет права на то, чтобы жить.
И я трублю в мой расколотый рог боевой,
Я поднимаю в атаку погибшую рать,
И я кричу им - "Вперед!", я кричу им - "За мной!"
Раз не осталось живых, значит мертвые - встать!
Последний воин мертвой земли...
(9) И.А. Ильин. Аксиомы религиозного опыта. 20гл.(5)

Диакон о. Дмитрий

<< К списку интервью /\  Наверх  /\ Обсудить на форуме >>
  Copyright © 2004-2008.
  All rights reserved.
Rambler's Top