Сергей Калугин и группа Оргия Праведников: песни, тексты, аккорды, табы, видео, gtp...   orgius.ru - неофициальный сайт
Новости  |  Форум  |  Гостевая книга  |  Чат  |  Обратная связь  |  Ссылки  

   Mp3
   Аккорды
   Тексты песен
   Gtp
   Видео
   Обложки
   Анекдоты
   Интервью
   Рецензии
   Отчёты
   Статьи
   Пародии
   Словарь
   Истории
   Где купить
IRC канал
Сервер: irc.ircline.ru
Порт: 6667
Канал: #orgius
Рассылка Subscribe.ru
::::::::: :::::::::
|

Оргия Праведников - Для Тех, Кто Видит Сны. Vol. 1

         Итак, дорогие вы мои любители оригинальной и качественной Отечественной музыки, вот и дождались мы нового студийного альбома группы Оргия Праведников. Многообещающим кажется название «Для тех, кто видит сны. Vol. 1». Значит, как минимум, будет Vol. 2.
         Достаточно посмотреть на список приглашённых для записи музыкантов, чтобы понять, сколько труда было вложено в альбом. И, забегая вперёд, скажу, что это окупилось сторицей. В полной версии статьи – развёрнутая рецензия и немного субъективности. Как всегда.
         Оргия Праведников – совершенно самобытный проект, который родился весьма интересным образом. Фанатам рассказывать не надо, но для несведущих скажу: Оргия родилась в процессе совместной работы арт-рок группы АRтель и рок-барда (как называют его некоторые источники) Сергея Калугина. К чему это я? А к тому, что лично для меня арт-роковая подоплёка музыки ОП открылась во всей красе именно на этом альбоме. «Для тех, кто видит сны» - это настоящая смесь рока и искусства, уж простите мне такую странную трактовку этого замечательного жанра. Нет, конечно, с самого начала музыка команды была крайне необычной, оригинальной, пронизанной здоровым жанровым пафосом и обладающей сильной интеллектуальной насыщенностью, граничащей местами с метафизикой. Но всё же, именно на этом альбоме группа сделала всё, чтобы «просто играть музыку», как выразился на одном из концертов Сергей Калугин.
         Итак. Звук на пластине радует своей насыщенностью. Количество инструментов в некоторых песнях напоминает памятную работу Гребенщикова сотоварищи последнего времени. Вокал Калугина постоянно сопровождается эффектами, делающими его каким-то «молитвенным», пронзительным и в тоже время приглушённым. При этом, альбом вышел по-настоящему светлым, что, учитывая его концепцию, странно для русского человека. Дело в том, что идея, красной нитью проходящая сквозь все песни, - это идея воспоминания об ушедших в другой мир. Но в отличие от общепринятых канонов, на альбоме мы слышим светлую грусть, как будто землю посетил хороший человек, и ушёл он из неё в лучшие края, в которых мы когда-нибудь обязательно встретимся. Как признался Сергей Калугин на презентации пластинки, посвящена она памяти Егора Летова, но это нигде не отмечено, чтобы никто не говорил об эксплуатации великого имени. Только на одной из страниц буклета – маленькая цитата: «Но Сияние обрушится вниз, станет твоей судьбой».
         Открывает альбом песня Гимн. Учитывая такое положение, странным кажется, что это – одна из самых мощных композиций диска, с весьма сложным, длинным, а, главное, наполненным отсылками к различным источникам (в большинстве своём - религиозным) текстом. Пожалуй, он объясняет саму суть поставленного Вечного вопроса, мучающего человека на протяжении тысяч лет. Слушая Оргию Праведников, начинаешь слегка завидовать Сергею Калугину: для него эти, в принципе, страшные вопросы просты, он с лёгкостью даёт на них ответы, впитавшие мудрость людей Веры. Мне бы не хотелось заниматься глубоким анализом текста, искать источники и причислять их к каким-то категориям трудов: духовные, метафизические ли искания, или что-то из области средневековой мифологии. В песнях альбома всё это сплетается воедино, и пусть в этом разбираются те, у кого багаж знаний побольше. Лучше, поговорим о музыке. Вступление – акустическое, в традиционной молитвенной манере. Лидируют гитара и флейта. Тяжёлая часть приходит чуть позже, словно лавина какой-то незнакомой и неизведанной энергии обрушивается на слушателя. Имеет место труба Александра Миткевича (Tintal). Особенно удивительно то, что, не смотря на боевой ритм, песня спокойная и светлая. Пожалуй, только Оргия Праведников владеет этим редким даром – создавать мощные, но светлые композиции.
         Вторая композиция – давно знакомая Школа Мудрости, но в новой, хорошо продуманной аранжировке. На контрасте с предыдущей песней, она кажется минуткой отдыха, последней возможностью для слушателя сбежать перед тем, как начнётся раскрытие основной идеи, концепции, называйте, как хотите. Текст не изменился, зато в записи принимал участие герой брутальной сцены – Сергей Любавин. Собственно, песня лёгкая, весёлая, и повествует она не о глобальных и сложных вопросах, а о представителе обратной философии: «жить – приятно и не сложно, если смысл не искать». Аранжировка – в весёлой европейской манере, ближе к концу подключается Елена Юркина, с её неимоверно красивым сопрано. Правда, её владение голосом, заслуживающее уважения, серьёзности песни не добавила. Чем-то даже напоминает разбитной панк-рок.
         А вот на третьей песне стоит остановиться подробнее. И дело даже не в том, что лично я считаю её лучшей на альбоме. Просто селинджеровские мотивы, пропущенные через призму миропонимания Сергея Калугина, навевают грустную мысль. Ощущение такое, что ты чего-то не понимаешь. Либо в оригинале, либо в этой песне. Ставшая знаменитой ещё до своего выхода на каком-либо альбоме, The Catcher In The Rye повествует о двух вещах: о Боге, и о том, что бегство из рая продолжается. Припев, в котором звучит фраза о Господе («это маленький мальчик»), кажется мне удивительно органичным. Те, кто когда-либо задумывался о настолько сложных материях, воспримут припев положительно. Меня скорее удивляет сочетание этого, бегства из рая, алкогольного пота и, собственно, Селинджера. Как Калугин умудрился всё это соединить – непонятно. Женское сопрано звучит великолепно, но звук почему-то потерял свою лёгкость, он низкий, плотный, насыщенный, что на уровне ощущений подталкивает к мысли, что эта песня – самая драматичная на пластинке. А уж контраст между текстом всей композиции и последним отрывком, в котором религиозный пафос доходит до крайности, вызывает целую бурю чувств. И всё равно, The Catcher In The Rye – самая мощная песня альбома.
         А далее у нас симпатичная, совершенно прозрачная песня «Белое на Белом». Собственно, она в первую очередь отражает всю светлую сторону творчества Оргии Праведников. Выходит абсурдная ситуация: Свет с большой буквы группа описывает через творчество реального человека. Я бы хотел связать эту песню с вечной для нас темой художника и того, что именно в нём отражается этот Мир. Ведь творец – это как раз то зеркало, в котором отражается «Свет Предмирный, Свет Нетленный», как поётся в песне. Музыка в песне удивительно проникновенная, совместная работа виолончели и флейты сделала своё дело: возможно, кто-то расплачется светлыми слезами.
         Путь Во Льдах – самая спорная песня пластинки. С одной стороны, аранжировка у песни довольно мягкая, но совершенно непредсказуемые музыкальные обороты вызывают грусть. Ощущение странное, какое-то волшебное. В середине мы слышим хоровое пение, которое способно вызвать мурашки на теле даже самого чёрствого человека. Видимо, в этом и есть сила искусства. Звук в этот момент уплотняется, благодаря чему, «путь от сердца к Солнцу» становится дорогой жизни, по которой всем предстоит пройти в общий пункт назначения. Подходить к песне с какой-то занудной теорией – нереально.
         Дорога Ворона – ещё одна песня, эксплуатирующая такую близкую для всех нас тему дороги. Лично моё мнение – Путь Во Льдах был удачнее. Здесь полностью пропадает лёгкость, которая присуща большей части песен, даже виолончель звучит как-то угрожающе. Так в фильмах принято обозначать какие-то страшные драматические моменты в жизни главных героев, за которых ты сильнее всего переживаешь. Складывается впечатление, что на фоне всегда звучит нечто, не имеющее отношения к музыке – чувство беспокойства и откровенного страха. При этом текст лично мне не понравился. Точнее, когда я его внимательно прочитал – был слегка разочарован. Никак эти слова не могут восстановить атмосферу, создаваемую композицией, с её страшной виолончелью, заикающимся басом и периодически возникающим из темноты варганом.
         Песня, которая может объяснить нечто важное, - По Тонкому Льду. Опять тема пути, дорога к тем, кто ушёл с нашего берега. Начинается композиция тяжело и невнятно, поэтому, когда начинается баллада, сначала чувствуешь удивление. Довольно нестандартный для Оргии Праведников мотив. Гитара звучит так, что создаёт ощущение страха и предвкушения одновременно, какое-то болезненное, нервное состояние человека, ожидающего, пожалуй, самую важную встречу своей жизни. В самом конце голоса растворяются в плаче виолончели, словно люди аккуратно ступают на тонкую поверхность льда. И вдруг обнаруживают, что сами – почти ничего не весят.
         Ещё одна прозрачная как первая сосулька песня – «Огонь и я». На концерте Сергей Калугин повторил слова таким образом, что на третий повтор у него получилась Агония. Ну, так и было задумано. В этой композиции используется огромное число инструментов, а также сильная поддержка со стороны бек-вокала. Песня похожа на молитву. Партия труб поначалу кажется совсем несвоевременной, какой-то кабарешной. Но когда она начинает изламываться, оказывается, что и её задорный звук – только фикция, предвестница агонии.
         Гроловый Скименъ – совершенно неожиданный боевик, чья ревущая сущность поддерживается виолончелью на всех стадиях существования, как будто затормаживая вечно спешащие куда-то ударные. Песня не действует гнетуще, поэтому кажется весьма и весьма запоминающейся. Тем паче, что ритм у неё – особый. Не знаю, что ещё сказать, грол у Оргии бывает редко, поэтому присутствие этой песни на альбоме вполне может показаться изюминкой для любителей разнообразия в музыке.
         Вперёд и Вверх! – ударная точка в конце предложения. Это и есть «Для тех, кто видит сны», душа альбома в этом потрясающем музыкальном изгибе куплета, божественности припева, напористой мощи музыки, жертвенности и любви, сравнимой лишь со смертью, но непобеждённой ею. Это я о тексте. Правда, складывается ощущение, что мир разделён на спящих и бодрствующих. Не хочется быть спящим, но, боюсь, выбора нам не дано.
         Последняя песня включает все возможности группы: хоровое пение, доводящий до исступления голос Елены Юркиной, магические эффекты и мягкий перебор струн. Однажды услышав эту композицию, вы наверняка никогда не сможете этого забыть.
         Чисто прозаическое замечание, которым я хотел бы не только подвести итог, но и объяснить, как я сужу песни. Не смотря ни на что, если бы моё знакомство с Оргией Праведников началось с композиций Дорога Ворона, Белое на Белом или с того же «Скименъ», вполне возможно, что ими бы оно и закончилось. Песни хорошие, и я бы не возражал послушать их заново, но воспоминания о них не смогли бы заставить выискивать время для поисков и прослушивания. Случайно услышал бы – остановился, конечно, и вернулся бы к своим занятиям. И, как мне кажется, со всеми людьми (кроме совсем уж фанатов) такое бывает. На любом альбоме есть любимые песни (у всех - разные), и есть такие, которые нравятся, но не до того состояния, которое может, к примеру, побудить пойти на концерт.
         Но есть на пластинке композиции, которые моментально откладываются в памяти, и теперь современное творчество Оргии Праведников лично я буду субъективно оценивать именно в сравнении с этими шедеврами: The Cather In The Rye и Вперёд и Вверх! Именно такое стандартное восприятие музыкального материала накладывает на группу особую ответственность. Если на следующей пластинке не будет композиций, способных сравниться с любимыми по ощущениям каждого отдельного слушателя, то последний может разочароваться. По крайней мере, я могу точно говорить за себя: буду ждать песен, которые можно было бы сравнить с этими.

Пайкес Антон
Источник: http://genefis-gbr.ru/

<< К списку рецензий /\  Наверх  /\ Обсудить на форуме >>
  Copyright © 2004-2008.
  All rights reserved.
Rambler's Top