Неприступно
и вечно сияй,
песни высокой
снежный Синай!
А. Крученых
Со звуком здесь что-то странное. Выслушав предварительно массу хвалебных высказываний в адрес Вадима "Десса" Сергеева, я поставил пластинку и удивился — чему радоваться? Так записывают на любой средней руки студии, создавая звуковой напор без особой заботы о том, какие именно из использованных инструментов слышны, а какие создают только шумовую поддержку. Я стал радикально выкручивать ручку "Volume" по часовой стрелке. На уровне громкости около —3 dB звучание наконец-то приобрело конкретную четкость, но появились неустранимые помехи: металлический стук. Похоже, что соседям снизу не хватало высоких частот, и они этот недостаток восполняли с помощью ударов по батарее. Нет, таким образом слушать альбом решительно невозможно. Пришлось специально для прослушивания этого диска менять колонки. И вот тут-то все стало понятно. Да, Десс действительно постарался на славу, скрупулезно сводя треки чуть ли не посекундно. Каждый инструмент, каждый звук находятся на своем месте, не заслоняя собой остальных и не превращаясь в излишнюю шумовую помеху. Такой подход к записи — лучший метод борьбы с пиратством, потому что любой формат сжатия данных (в первую очередь это относится к наиболее распространенному mp3) и любая некачественная аппаратура (в первую очередь — компьютеры с их пластмассовыми пукалками вместо акустических систем) делают прослушивание "Уходящего Солнца" в лучшем случае затеей ущербной, а в худшем — бессмысленной. Это все равно, что оценивать картины Шишкина по репродукциям в газете. Если быть придирчивым до мелочей, то можно отметить только фрагментарную легкую хаотичность сведения "Офиса" и недостаточную четкость вокала Екатерины Тихоновой в "Млечном Пути". Все остальное — высший пилотаж, максимальный комфорт для слушателя. Это ощущается с самого начала, когда на заднем плане в заглавной инструментальной пьесе встает тревожная стена городского шума, показывающая, насколько близко наш мир подошел к истерике.
Песни "Уходящего Солнца" расставлены так удачно, что даже не верится в то, что они писались не одна за другой в единой канве, а представляют собой отдельные номера. Прослушав диск от начала до конца, потом сложно воспринимать каждый трек независимо от остальных. Впрочем, пересказывать идею альбома не стоит, так как она блестяще изложена в буклете Сергеем Калугиным. Для пущего понимания даже предлагаются "ключи". Сергей в очередной раз продемонстрировал свой поэтический дар: он легко скользит по высоким слоям поэтики, в нужные моменты отказываясь от вычурных оборотов, вплоть до применения в лексике лобовой "бытовухи". Но отнюдь не только калугинской поэзией сильна ОРГИЯ ПРАВЕДНИКОВ. Красота их заdoomчивого симфо-метала способна быть пo'нятой в Сингапуре и Перу, на Мадагаскаре и Ямайке, ибо музыка ОРГИИ интернациональна и не привязана к определенному моменту времени. Иногда прекрасные песни получаются из гармоничного сплава незатейливой мелодии и простеньких стихов. Здесь не тот случай. Вряд ли "Уходящее Солнце" можно окрестить сборником великих песен, скорее – прекрасным примером крупной музыкальной формы, родившейся в результате симбиоза Музыки и Слова. Завершает произведение великолепное оформление диска, удавшееся, несмотря на все перипетии.
Поводов для снижения оценки за альбом практически нет. Не считать же за таковой менее чем секундную ошибку при разбивке треков — все равно слушать их надо друг за другом. Работа, должная попасть в раздел классики отечественной рок-музыки, сделанная от самого начала и до конца с любовью к слушателю и чувством ответственности перед собой, заслуживает только одной оценки — "пять".
ЗЫ: Если же вам непременно нужен хит, попробуйте использовать в качестве него "Армагеддон FM".