Сергей Калугин и группа Оргия Праведников: песни, тексты, аккорды, табы, видео, gtp...   orgius.ru - неофициальный сайт
Новости  |  Форум  |  Гостевая книга  |  Чат  |  Обратная связь  |  Ссылки  

   Mp3
   Аккорды
   Тексты песен
   Gtp
   Видео
   Обложки
   Анекдоты
   Интервью
   Рецензии
   Отчёты
   Статьи
   Пародии
   Словарь
   Истории
   Где купить
IRC канал
Сервер: irc.ircline.ru
Порт: 6667
Канал: #orgius
Рассылка Subscribe.ru
::::::::: :::::::::
|

Оргия Праведников "Для тех, кто видит сны. Vol 1" (Самиздат, 2010)

         Почитав рецензии по поводу нового альбома и его предшественника "Уходящее Солнце", я подметил одну вещь. Оргия Праведников в сознании слушателей – это группа Идеи, группа Смысла, группа Символа. Это коллектив, музыку которого почти всегда описывают исходя из собственного видения стихов авторства Сергея Калугина. Ничего удивительного, все в рамках текстоориентированного русского рока, на котором выросло и вырастет еще не одно поколение рецензентов. А я пойду другим путем. От упоминания концепции той или иной песни все равно никуда не денешься, но я попробую уделить побольше внимания именно музыкальным аспектам пластинки с веселым жмуриком в шлеме с хризантемой на обложке.
         Первое, на что обращаешь внимание, – отказ от длинных, масштабных прог-металлических полотен, подобных "Присутствию" с "Дверей" или "Das Boot" с "Солнца". Все собрано и подтянуто, но не упрощено — просто музыканты научились укладывать в пять минут то, что раньше требовало десятка, при этом не в ущерб смыслу и сложности. В этом смысле "Сны" получились весьма лаконичными, в определенном смысле даже коммерческими: практически все можно брать и проигрывать по радио, не страшась ограничений по хронометражу. С другой стороны, местами музыканты, на мой взгляд, немного увлеклись "красивостями", декоративными деталями в некоторых вещах. Особенно это слышно по первым двум вещам, "Гимну" и "Школе мудрости", уже хорошо знакомым по сольному творчеству Сергея. Скажем, привлечение сопрано Елены Юркиной в "Школе" ради одного четверостишья именно подобной виньеткой и является. Сложнее с "Гимном". Я догадываюсь, что именно к этим двум старым вещам музыканты Оргии постарались придумать такие аранжировки, чтобы для давних ценителей творчества они стали как можно большим сюрпризом, и сами песни воспринимались совершенно по-новому. И если в "панко-барочной" "Школе мудрости" любые хулиганства более чем оправданы самим духом композиции, то разогнанный по темпу "Гимн" лично мне по вкусу не пришелся — просто из-за несоответствия вокала Сергея Калугина, декламирующего величавые слова песни, и торопливого, не соответствующего духу текста, аккомпанемента. Но именно в открывающем "Гимне" проявилось одно из главных музыкальных новаторских решений – использование партий духовых в сочетании с традиционными наработками. Так что теперь о новых песнях.
         А вот в них уже не надо думать, как змее сменить кожу. И "The Catcher in the Rye" открывает четверку выдающихся песен пластинки. В этой хитовой, динамичной песне фирменный стрекочущий гитарный рифф Алексея Буркова соседствует с торжествующей партией трубы Александра Миткевича из Тинтала. И текст, словно иллюстрация из сборника-антологии "История ересей": "Христос является иногда в трогательном образе мальчика, как Антонию или Гумилиане. Гумилиана “всем желанием своего сердца жаждала увидеть телесными очами Иисуса мальчиком четырех-трех лет…". И вокализ Елены в припеве звучит очень здорово, хотя, по-видимому, идея была позаимствована из "Sonne" Rammstein. Дух переводишь на балладе "Белое на белом", также известной по сольникам как "Художник Массов" Калугина. Я не большой любитель судить о текстах и предпочитаю писать о музыке или вокале, а не о филологических тонкостях. Но вот эта музыкальная картина о реально существующем пензенском живописце Валентине Массове стихотворно проста и совершенна даже на мой неискушенный вкус. И песня с такими стихами не может быть неудачной, поет ли ее Сергей под гитару, или она украшена прозрачными и светлыми партиями флейты и струнных, как на альбоме.
         Поначалу невзрачная, таинственная под стать названию "Дорога Ворона" раскроется перед слушателем только после нескольких прослушиваний. Словно неспешно раскручивающаяся спираль, она набирает мощь к финальному восьмистрочнику, когда величественность оркестровок, мощь гитары и символизм слов отстраненного вокала Сергея сплетаются в великолепную полифоническую картину, которая так быстро кончается! Лично я эту песню переслушивал больше всего раз из всех композиций пластинки — и все ради ее заключительной части. “Дорогу Ворона” трудно назвать хитом, но чисто в композиционном отношении она — сильнейшая на альбоме и одна из лучших в истории группы.
         И grand finale "Снов". Почти три года назад Сергей в интервью для нашего портала рассказал об истории написания шедевральной "Das Boot" с предыдущего альбома, которая перекликается своим смыслом и исторической подоплекой с заключительной "Вперед и вверх!" об обреченных во имя иллюзорной цели. Ярость, воплощенная в музыке и словах, ярость, передающая толику того стремительного пикирования на ощетинившийся зенитным огнем флот Союзников. С шансами один из одного погибнуть, но один из девяти донести свою Любовь. Тут уже неважно довольно ординарное по меркам Оргии музыкальное сопровождение — словно понемногу взятые от всех других вещей альбома стрекочущие риффы, женский вокализ и торжествующая, невесомая флейта. Все это отметается как пустяк — манифест не потеряет своего взрывного смысла от сорта бумаги, на которой напечатан.
         Остальные песни просто хорошие, из них хочется выделить прежде всего "Скименъ", потому что до гроулинга, рычащего на церковно-славянском, на моей памяти, никто еще не додумывался. "Путь во льдах" я бы вообще назвал самой образцово-показательной песней на альбоме, как парад инструментальных достижений группы, последовательно проходящих перед слушателем: акустическое интро сменяется духовыми, трубу сменяет флейта, замысловатое гитарное соло и многоголосие плюс традиционный для Сергея полный аллюзий текст на вечную для Оргии тему движения вперед, несмотря ни на что.
         Летом прошлого года мне по большему секрету рассказали, что Оргия, приступая к записи альбома, готовится закинуть традиционную наживку слушателям и записать просто альбом с ударными и простыми песнями, несущими в себе стремление понравиться многим, а не только поклонникам. Именно так и вышло: это просто альбом, а не концептуальное произведение от первой песни до последней. Несмотря на трагизм многих вещей, альбом вышел очень светлый, в отличие от мрачного "Уходящего Солнца". "Сны" можно слушать, начиная с любой песни, легко перескакивая от фаворита к фавориту. Когда-то я ругал на словах "Двери! Двери!" за отсутствие именно понятного стержня-идеи, вокруг которого оборачиваются все песни, но вышло "Солнце" – и все стало на свои места. Так что подождем "Vol.2" — он поможет лучше понять первую часть "Снов".
         А в заключение позволю себе привести слова Алексея Буркова, гитариста Оргии Праведников: "Со времен «Оглашенных» мы всё пытались записать одну и ту же пластинку, заходя с разных сторон на одну и ту же цель. И вот на «Уходящем Солнце» цель эта была достигнута, и стало понятно, что можно двинуться дальше". И если воспринимать пару "Двери! Двери!" / "Уходящее Солнце" как своеобразную дилогию — в которой первая часть заведомо слабее второй, но достаточна для того, чтобы подготовить слушателя к большему, — то я даже боюсь предположить, что будет ждать нас на "Снах. Vol. 2". Потому что уже второй альбом подряд музыканты не покидают пика своего объединенного таланта. Потому что первая пластинка серии уже является идеальным рок-альбомом, за многие вещи из которых другие гранды русского рока не колеблясь заложат душу. Эти слова я пишу уже на третьей страницы рецензии, а я еще никогда не писал столько ни об одной работе из попавших к нам на портал. Так что пора ставить точку.

Олег "Metaloleg" Бобрик
Источник: http://www.shadelynx.com/

<< К списку рецензий /\  Наверх  /\ Обсудить на форуме >>
  Copyright © 2004-2008.
  All rights reserved.
Rambler's Top