Живём со светлой надеждой на чудо (Культовый музыкант Сергей Калугин рассказал "МС" о записи новой пластинки, минимализме и взаимоотношениях с журналистами)
Калугина в Рязани ждали долго. Концерт был намечен аж на начало мая и несколько раз переносился. Потому публика, отправившаяся 9 августа в “Арагон”, до самого конца, кажется, не верила в реальность происходящего.
Однако Калугин действительно поднялся на сцену после небольшого “разогрева” от рязанского рок-барда Алексея Серафимова. И началось. Концерт шел больше двух часов, и, кажется, никто не ушел обиженным: ни старые фаны, ни те, кто предпочитает слушать Калугина с группой. Рубился Сергей отчаянно, и по энергетике происходящее в “Арагоне” было не бардовским, а самым настоящим рок-концертом.
Сергей в русской рок-музыке – фигура скорее культовая, чем широко известная. Что довольно обидно. Казалось бы, кто, кроме него, достоин всенародного признания? Ведь все есть в песнях: прекрасные стихи, философские глубины, юмор... Не говоря уже о том, что ведомая Калугиным группа с эпатажным названием “Оргия Праведников” первой в мире (!) сумела совместить трэшовые риффы и ураганную ритм-секцию с классическими арпеджио акустической гитары. Это вам, господа, не “Звери”.
В отличие от более раскрученных коллег по цеху, Калугин каждой возможности пообщаться с прессой рад. Тем более ему всегда есть что рассказать.
– Сергей, как впечатления от концерта?
– Неожиданно. Обычно зовут в более хипповские места, а тут такое цивильное заведение. Очень приятно.
– Группа пишет четвертый альбом. Хотелось бы узнать, когда будет релиз?
– Презентация пока назначена на конец ноября. На данный момент записана вся ритм-секция, думаю, уложимся.
– По тому материалу, который “ОП” уже явила публике, возникает ощущение, что группа отказывается от большого количества “наворотов” и идет в сторону некоего минимализма.
– Я очень рад, что у тебя такое ощущение, правда, оно обманчивое. На самом деле мы сейчас играем гораздо сложнее, хоть и действительно меньше “наворачиваем”. Это как у “Queen”: внешне все очень просто, но сыграть это невозможно!
– Будут ли на новой пластинке песни, известные публике по вашему сольному исполнению?
– Две. Какие – пока не станем раскрывать. А вообще мы пришли к выводу, что аранжировать старые песни – дурная традиция. Сейчас от этого отказываемся. Предыдущий альбом в основном писали уже как настоящая рок-группа: один принес фрагмент музыки, второй принес...
– То есть старых фанов, которые до смерти хотят услышать “в электричестве” “Рассказ Короля-Ондатры”, ждет разочарование?
– Увы. Мы не видим смысла возвращаться к материалу с “Нигредо” (единственный официальный сольный альбом Калугина. – Авт.). Он себя отработал, для своего времени был актуален, но сейчас нет смысла.
– Как-то так получается, что большинство “тяжелых” групп над каждым новым альбомом работает дольше, чем над предыдущим. С опытом появляется больше мелочей, на которые музыканты обращают внимание. “Оргия Праведников” с этим не столкнулась?
– Мы при записи второго альбома (“Двери! Двери!” – Авт.) столкнулись с тем, что совершенно не умеем играть, поэтому его писали дольше остальных.
Тут Сергей, конечно, лукавит: в плане исполнительского мастерства “ОП” заткнет за пояс большинство топовых групп русского рока.
– Предыдущий альбом – “Уходящее солнце” – был первым, качеством записи которого группа осталась в целом довольна.
– В общем, да.
– Новая пластинка будет следующим шагом в этом направлении?
– Надеемся. Но судить будут слушатели. Сейчас мы столкнулись при записи с тем, что сознание опережает руки, то есть пальцы не успевают (смеется). Но мы решили за нюансами в этот раз не гнаться. Подход такой: если художественная задача решена процентов на 70 – оставляем этот вариант. Но в целом должно выйти качественно, потому что мы построили, наконец, свою студию.
– Кризис, а вы студии строите. Насколько остро сейчас стоит финансовая проблема?
– Очень остро. И музыканты, и группа в целом по уши в долгах. Все ресурсы исчерпаны, не на что даже допечатать тираж предыдущих пластинок, хотя нужда в этом есть. В общем, живем со светлой надеждой на чудо (смеется).
– Будем надеяться, оно случится. Кстати, о чудесах. Слышал, что девушка, делавшая вам файер-шоу на презентации прошлого альбома, год назад на каком-то мероприятии получила страшные ожоги. Поклонники группы даже кровь сдавали. Говорят, дело идет на поправку.
– Да, она поправляется. Кстати, собирается замуж. Ее возлюбленный сделал ей предложение, когда она лежала в больнице. Ожоги заживают неплохо. Дай бог.
– Основная часть тех, кто сдавал тогда кровь и оказывал другую помощь, узнала о беде из Интернета, в том числе из вашего дневника в “Живом Журнале”. Почему вы там так редко появляетесь?
– Да будь моя воля, я бы вообще его не вел. Но беда в том, что у нас катастрофически мало информационной поддержки. Поэтому ближе к концерту я что-то в ЖЖ подкидываю, желательно на острую тему. А в целом о качестве моего дневника судить не берусь.
– Кстати, правда ли, что несколько лет назад вам в качестве информационной поддержки предлагала помощь газета “Мегаполис-экспресс”? Коллеги, кажется, хотели написать, что вы были на Мальте и вас там изнасиловали потомки тамплиеров...
– Истинная правда! Я тебе даже свежую байку расскажу. Тут вроде как в “МК” пробили заметку о новом альбоме. Только нам сказали, что просто так не пройдет, нужен скандал, желательно, сексуальный. Мы решили басистом пожертвовать (смеется).
Прямая речь:
Во время концерта приходит записка, в которой упоминаются “тяжелые времена”.
Калугин:
– По-моему, на этой Земле тяжелые времена не кончаются с тех пор, как Адам откусил это чертово яблоко. А вообще сейчас умную вещь скажу: каждый день на Земле повторяется одна и та же история – день распятия Христа. Весь вопрос: кто мы в этой истории?