27 декабря наш город снова посетил Сергей Калугин. Правда, на сей раз музыкант приехал один, без «Оргии праведников», но поклонники его творчества, похоже, только обрадовались акустическому концерту. Сергей появился в пабе «Сто ручьев» задолго до выступления. Наверное, сказалась старая привычка, ведь когда рок-музыкант выступает с группой, на настройку инструментов ему требуется не менее пяти часов. В Воронеже Калугин ограничился получасовым саунд-чеком, после чего, никуда не спеша, вел умиротворенную беседу с журналистами.
Сергей, в одном интервью вы сказали, что не выступаете в маленьких клубах, что даже в Москве есть всего два клуба, где вы «умещаетесь» - «Б2» и «Точка». Как же тогда вас занесло в «Сто ручьев»?
- Ну, во-первых, я говорил об электрических выступлениях с «Оргией праведников». У нас достаточно сложная музыкальная фактура, и мы действительно не можем играть в маленьких клубах. Даже в тех, где традиционные «тяжелые» группы могут поместиться. Но, между прочим, в пабе «Сто ручьев» мы выступали и с группой, он у вас не такой маленький, как стандартные московские «ночники».
Вам самому больше нравится играть электрические или акустические концерты?
- Знаете, я изначально был нацелен на работу с коллективом, поэтому, конечно, мне интереснее играть с «Оргией праведников». Когда работаешь в коллективе, то таланты умножаются, и получается намного лучше, чем если выступает один талантливый человек. Формальный лидер группы у нас - это бас-гитарист, а я скорее некий император, задача которого сидеть на троне и заниматься стратегическим планированием. Я мыслю сразу года на полтора вперед.
Вы периодически даете сольные концерты. А «Оргия праведников» выступает без вас?
- Нет, не выступает. Поэтому им сложнее. Я могу зарабатывать акустическими концертами, хотя в идеале хотел бы давать их два-три в год, наш бас-гитарист тоже имеет возможность подработать где-то на стороне. А вот остальным, к сожалению, в «свободное от творческой деятельности время» приходится подрабатывать тонированием машин, заниматься наружной рекламой...
Вы и сами одно время подрабатывали ночным сторожем, торговали нижним бельем в «Лужниках»...
- Ну, это было давно, еще до «Оргии праведников». Сейчас я подрабатываю репетиторством, даю уроки игры на гитаре. Я недорогой преподаватель, беру всего 500 рублей за урок, но учеников у меня почему-то немного. Их число всегда колеблется от двух до четырех, а хотелось бы 10.
Вы хороший педагог?
- Знаете, наш гитарист обычно говорит так: «Я великолепно умею заниматься столярной и слесарной работой. Но я ненавижу это!» У меня примерно такая же ситуация. Я хороший педагог, но я не люблю заниматься этим. Одним словом, я не фанат педагогической деятельности.
Какое-то время вы сотрудничали с Камбуровой, Арефьевой... Сейчас нет желания сделать с кем-то совместный проект?
- С Олей Арефьевой мы сотрудничали несколько раз, и после того, как мы с ней в очередной раз «прободались» по какому-то творческому поводу, она сказала замечательную фразу: «Нет, два соловья все-таки на одной ветке не поют!» Я тоже об этом подумал и с тех пор ни с кем не сотрудничаю. А с Камбуровой это было даже не сотрудничество. Я просто месяца полтора проработал у нее наемным гитаристом. И тоже понял, что быть «наемником» - не мое призвание. Но это не значит, что если друзья меня попросят поучаствовать в записи какой-то вещи, я откажу.
Я слышала историю о том, что однажды прямо перед концертом вы сломали руку и не могли играть на гитаре, но выступление отменять не стали и все три часа с публикой просто «говорили по душам»...
- Действительно было такое. В Москве. Более того, мы потом выпустили альбом с этой болтовней, он назывался «Несло», и там была всего одна песня, исполненная мной а капелла. На вопросы я отвечал три часа, но треп пришлось сократить до 70 минут. Альбом разошелся мгновенно, и я уже подумываю о том, чтобы его перевыпустить.
Кстати, вы с детства мечтали стать музыкантом?
- В три года я хотел быть пожарным и тушить вулканы. Чуть позже я мечтал стать фашистским солдатом. А вот где-то годам к 12 родилась идея стать рок-музыкантом. Как ни странно, на меня повлияло творчество Владимира Высоцкого, потом уже Юрия Наумова.
А что для вас самое тяжелое в общении с людьми?
- Мне достаточно сложно говорить «нет», этому искусству я учусь уже долгие годы. То есть я отношусь к породе не очень приятных людей, которые, когда хотят отказать, говорят: «Да, может быть». А потом человек вынужден долго, тупо прозваниваться. Я сам терпеть не могу это качество, но с собой ничего поделать не могу.
«Эфир 365» № 49-2004 от 29 ноября Марина Хоружая
Источник: http://efir.vrn.ru/